09 февраля 2016

Интервью Кирсана Илюмжинова. Часть 2

Предлагаем вашему вниманию продолжение большого интервью шестого президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова газете "Спорт-экспресс".


ФИЛАТОВ

– Вы работали со многими руководителями Российской шахматной федерации: Макаровым, Бахом, Жуковым, Дворковичем. Что можете сказать о действующем президенте РШФ Андрее Филатове?
– Филатов – уникальный человек. Наконец-то руководить российскими шахматами пришел настоящий профессионал. Ведь Андрей Васильевич учился в Минском физкультурном институте на шахматном факультете, а сейчас это один из богатейших людей России. Значит, голова у Филатова работает как надо.
– Ваше сотрудничество успешно?
– Мне давно так комфортно не работалось с РШФ. На выборах в 2014 году в Тромсе, где соперником был сам Гарри Каспаров, именно поддержка Филатова очень помогла победить мне. За последние годы мы стали добрыми друзьями и надежными партнерами.
Я редко видел людей с такой энергией. Филатов умудряется успевать все, мне кажется, что он почти не спит – в этом он напоминает и меня. Андрей Васильевич – фанат искусства, и именно его стараниями шахматы и искусство стали неразделимыми. Матч на первенство мира в Третьяковской галерее. Турнир памяти Алехина в Лувре и Русском музее. Чемпионаты России в Казанском кремле и усадьбе Рукавишниковых. В прошедшем октябре мы совместно открыли уникальную выставку советского и русского искусства в Абу-Даби. Впервые арабские шейхи и нефтяные магнаты могли на месте познакомиться с величайшими работами наших художников, которые принадлежат фонду Филатова. Выставка произвела настоящий фурор. Когда рядом с тобой работают такие люди – вырастают крылья.
– Вас часто можно видеть вместе на банкетах…
– С Филатовым приятно не только работать. Отдыхать с ним тоже очень интересно. Винодел, производит лучшее в мире красное вино на собственном участке в Бордо, фанат русской бани, интереснейший рассказчик. Баек у него на целую книгу. Может быть, мы как-то издадим совместные мемуары, поверьте – это будет просто потрясающе. Одна история Филатова, как он вместо партнера, словно герой фильма «Ирония судьбы, или с легким паром», был посажен в самолет и понял это только при посадке в Дели, чего стоит…
Очень надеюсь, что Филатов будет возглавлять РШФ очень долго. От этого выиграют не только российские шахматы, но и мировые, а это моя прямая задача. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить Андрея Васильевича с очередным признанием. Совсем недавно его наградили в ЮНЕСКО за вклад в международное сотрудничество в области культуры и усилия по сохранению исторического наследия. А вот на днях он был удостоен звания почетного академика Российской академии художеств за большой вклад в развитие и популяризацию российского и советского искусства.
Кстати, он по-прежнему сильно играет в шахматы. В Тромсе мы сражались за огромной доской в центре города, и я уступил…

НОКАУТ

– Только ленивый вас не пинал за изобретение нокаут-системы. Как родилась идея проводить чемпионат мира по системе плей-офф?
– Прошел ровно месяц после того, как я стал президентом ФИДЕ. Моей первоначальной задачей было объединить шахматный мир. Раскол мешал шахматам так сильно, что под угрозой было само их существование. Каспаров, как всегда, хотел все изменить в свою пользу, Карпов хоть и оставался в ФИДЕ, но гнул свою линию. Мне же пришлось за этот месяц закрыть все долги федерации из личных средств (около полутора миллиона долларов), заниматься организацией офиса, банально выкупить служебные машины, которые ФИДЕ заложило из-за финансовых проблем, начать переговоры о Всемирной шахматной олимпиаде в Армении, которая находилась под угрозой срыва. Внести в календарь множество новых соревнований, ведь официально в календаре было всего четыре, я подчеркиваю – четыре турнира мирового уровня (сейчас их более 30, а официальных соревнований более 12 тысяч). Но главной задачей был матч между Карповым и Каспаровым.
– Как решали вопрос?
– Мне удалось встретиться с двумя «К» в Элисте. Мы взяли водки, нам приготовили настоящую калмыцкую баранину. Выпили тогда крепко, я выложил на стол миллион долларов и сказал – играйте матч. И тогда мы ударили по рукам. Казалось, что совершил невероятное – примирил двух непримиримых. Но стоило нам разбежаться, как они взялись опять за свое и начали выдвигать невыполнимые условия. Тут мое терпение лопнуло.
– Так в вашей голове родился нокаут?
– Именно! Мы собрали президентский совет ФИДЕ, где я предложил нокаут-систему чемпионатов мира. Лучшие 100 (сейчас их 128) гроссмейстеров играют матчи на вылет по олимпийской системе. Играть до победного, если ничья, то все решать в быстрых партиях и блице. Это предложение я подкрепил призовым фондом в пять миллионов долларов.
– Вам сразу поверили?
– Наоборот, все были возмущены. Совет был категорически против. Превратить классическую систему чемпионата мира в какое-то шоу на выбывание?! Старая гвардия хотела меня задушить. А то, что шанс получит сотня человек, а то, что призы будут огромные, а то, что простой гроссмейстер, который никогда не попадет в элиту, имеет шанс не только выиграть первое место, но еще прилично заработать, заработать на несколько лет вперед... Ведь даже выбывшие в первом круге срывают приличный куш. Все это «старики» не хотели учитывать.
– И как же вы их убедили?
– Тогда после перерыва я сделал жесткое заявление. Или мы играем нокаут и прекращаем капризы Каспарова и Карпова и я выдаю пять миллионов долларов, или подаю в отставку. Как вы понимаете, я победил. Нокаут в итоге все-таки позволил объединить шахматный мир. Нокаут открыл планете такие таланты, как Карлсен и Карякин. Нокаут существует и сейчас в виде престижнейшего Кубка мира, который болельщики признают самым зрелищным шахматным соревнованием.


СМЫСЛОВ

– Не жалеете, что поведали миру про свою встречу с пришельцами в 1997 году?
– Знаете, когда я решил заявить прессе, что встречался с инопланетянами, взял два листка бумаги. На одном записал плюсы, которые даст мне этот правдивый, я подчеркиваю, правдивый рассказ, а на другом – минусы. Ни одного плюса не оказалось, а вот минусов: насмешки, травля журналистов, обвинение в сумасшествии и многое другое. Но знаете, почему я решил рассказать о том, что имел контакт с инопланетянами? Я мечтал показать миру, что человек не один. Сейчас не хочу вдаваться в подробности той встречи – скажу только одно. Существует множество организаций, которые изучают инопланетный мир. Существует тысяча доказательств, хотя и без них ясно, что мы не одни во Вселенной. И то, что мне рассказал чемпион мира Василий Смыслов, только подтверждает эти слова.
– И он тоже?
– Смыслов хранил эту тайну много лет. И поведал ее мне в 2000 году на турнире по нокауту в Кремле. Василий Васильевич признался, что во время его матча с Хюбнером по ночам к нему приходило «оно» и показывало, как нужно играть завтра. Они беседовали и обсуждали позицию. И на следующий день именно так фигуры располагались на доске. И это помогло ему выиграть. Смыслов тогда заглянул мне в глаза и спросил: «Кирсан, а ты точно с ними встречался?» Получив положительный ответ, Смыслов заговорщицки переглянулся со своей супругой…
  
СПАССКИЙ

– Знаю, что вы очень любите Бориса Спасского.
– С Борисом Васильевичем мы были всегда в хороших отношениях. Спасский, как и все чемпионы мира, уникальный человек. Я всегда старался помогать ему, чем только мог. Мой ему подарок – элитный коттедж в Элисте, куда он любил приезжать.
К сожалению, как вы знаете, инсульт подкосил чемпиона в 2010-м. А потом была эта темная история с побегом из Франции. Помните, тогда пресса много писала о том, что супруга держит Бориса Васильевича в Париже в плохих условиях после инсульта и он рвется в Россию, считая, что родная земля излечит его.
– Родина спасла?
– Когда Спасский без документов, с приключениями в детективном жанре, покинул Париж (многие до сих пор считают, что «побегу» способствовал сам Илюмжинов. – Прим. «СЭ»), мы постарались помочь ему с реабилитацией, и сейчас он чувствует себя лучше, хотя перемещается с помощью коляски. Однако Борис Васильевич по-прежнему гость многих шахматных турниров. Месяц назад на последнем чемпионате мира по блицу и рапиду в Берлине Спасский был на премьере американского триллера «Жертвуя пешкой». Это голливудская картина о знаменитом матче на первенство мира 1972 года – Фишер – Спасский в Рейкьявике.

ФИФА

– Совсем недавно Филатов заявил, что вам по силам бороться за кресло главы ФИФА…
– Кто-то посчитал, что Андрей Васильевич пошутил, когда на конгрессе ФИДЕ предложил мне баллотироваться в президенты ФИФА. Но потом я всерьез подумал: а почему бы нет? Ведь я смог поднять шахматы с нуля, добиться таких результатов, создать новую систему. А ведь точно так же я создал из ничего «Уралан». Я вырастил для страны капитана сборной Алексея Смертина, многих других великолепных игроков – Колодина, Яшкина, Кормильцева и главного тренера национальной команды Леонида Слуцкого. Именно Слуцкий вывел на чемпионат Европы команду, которой все пророчили провал.
– Так почему же «Уралана» не стало?
– Да все банально: я максималист, мне нужны только первые места. А как можно было бороться с «Газпромом», «ЛУКОЙЛом», РЖД, ВТБ? Именно такие монстры спонсируют «Зенит», «Спартак», «Локомотив», «Динамо». А я покрывал бюджет «Уралана» из собственного кармана. Но делал это толково и рационально, не покупая Халка и Витселя за 100 миллионов евро. Если бы не война кошельков, то «Уралан» был бы в числе лидеров российского футбола. Система у нас была выстроена хорошая.
– Но вы не оставили мысли возглавить ФИФА? У вас есть для этого основания?
– Думаю, что мое время еще придет. Я привык идти во всем до конца. Может быть, это время наступит совсем скоро. Да, я не решился идти на выборы сейчас, но кто знает, что будет дальше. По крайней мере есть мысли и понимание, как это сделать. Я до сих пор работаю в футбольной сфере, вхожу в советы директоров различных клубов: российского «Анжи», украинского «Ильичевца» и греческого ПАОК. У меня есть опыт работы президента ФИДЕ, президента Калмыкии, президента футбольного клуба. То есть все юридические основания для того, чтобы баллотироваться в ФИФА. И я вижу, как сделать футбол еще популярнее и избавить организацию от коррупции, как мы это сделали в ФИДЕ.


САНКЦИИ
  
– Буквально через день после того, как вы отпраздновали 20-летие своего вступления на пост президента ФИДЕ, ваша фамилия оказалась в санкционном списке министерства финансов США…
– Да, 25 ноября 2015 года, когда я находился в командировке в Италии, мне пришел «подарок» из Америки. Минфин США объявил, что я попал в санкционный список из-за связей с двумя гражданами Сирии, а также мне предъявили еще несколько нелепых обвинений. Со мной в Италии находился первый вице-президент ФИДЕ Георгиос Макропулос и многие другие коллеги. Мы решили собрать экстренный президентский совет в нашей штаб-квартире в Афинах. И я принял решение: если минфин лишает меня права подписывать финансовые и прочие документы (а уже в марте в Москве пройдет турнир претендентов, где принимают участие два гражданина США, сам матч состоится в Соединенных Штатах в ноябре), то мне нужно взять паузу и разобраться с этой ситуацией лично. Не подставляя ФИДЕ. И лучшее решение – временно передать ряд полномочий.
Я хочу вместе с юристами изучить все официальные обвинения в мой адрес. Готов приехать в Вашингтон и ответить публично на все вопросы. Я считаю, что эти обвинения – либо ошибка, либо провокация. А так как я уже пострадал морально, то мои адвокаты подают иск на 50 миллиардов долларов. Примерно во столько юристы оценили мой моральный и материальный ущерб.
– Вы советовались перед принятием такого ответственного решения с курирующим спорт в Администрации президента России Игорем Левитиным и пресс-секретарем президента России Дмитрием Песковым, который также является председателем Попечительского совета РШФ?
– Это лично мой вопрос. И я не стал никого информировать, чтобы не подставлять ФИДЕ. Решил, что все свои проблемы разрешу самостоятельно, а Макропулос, который стал исполняющим обязанности президента ФИДЕ, будет заниматься шахматными соревнованиями. И так как я чувствую, что это решение минфина принималось отдельными людьми в США, а не системой, то решил не прибегать к помощи российских чиновников. Моя совесть чиста, и я уверен в своей правоте. Более того, в ответ на санкции бюрократов я решил сделать подарок настоящим любителям шахмат США. Помимо того что в их стране пройдет матч на первенство мира, состоится чемпионат планеты по рапиду и блицу среди мужчин и женщин, будет проведен крупнейший детский турнир. 2016-й год объявили «Годом шахмат в США».
– Неужели вы думаете, что в ближайшее время с вас могут снять санкции? Всем известно, что минфин США очень серьезно подходит к такого рода проблемам.
– Въезд в США мне не закрыт, хотя из-за санкций я даже не могу оплатить ни наличными, ни картой свой отель, такси, ресторан и прочие бытовые услуги. Тем не менее, я надеюсь, что до следующего президентского совета справедливость восторжествует, и санкции будут сняты.
– Еще совсем недавно казалось, что в ФИФА позиции Блаттера и его сподвижников непоколебимы. Не боитесь, что во время вашей временной отставки активизируются конкуренты?
– Мы знаем людей, которые захотят воспользоваться этой ситуацией. Знаем настолько хорошо, что даже не нужно называть имен. Но я добросовестно поработал последние 20 лет, у меня такой кредит доверия в шахматном мире, что я знаю: он меня не подведет. По уставу выборы президента ФИДЕ должны пройти через три года. И я уверен, что и через три года этот кредит доверия не будет исчерпан. ФИДЕ настолько хорошо выстроенная открытая и демократическая организация, что бояться нам попросту нечего.
– Бывший президент ЕШС и президент Шахматной федерации Болгарии Сильвио Данаилов открыто обвиняет первого вице-президента ФИДЕ Макропулоса и остальных руководителей вашей федерации в так называемом «семейном бизнесе»…
– Насколько я знаю, к Данаилову есть серьезные вопросы по его деятельности на посту президента Европейского шахматного союза (ЕШС). Как меня проинформировали, сейчас идет разбирательство, где Данаилова обвиняют в том, что бюджетные средства использовались не по назначению. К тому же в США была открыта частная структура, куда поступали взносы для участия в турнирах. Об этом заявили знаменитый болгарский гроссмейстер Кирил Георгиев и Шахматная федерация Черногории. Надеюсь, что в скором времени в этом деле будет поставлена точка.
– На фоне сложных политических отношений между Западом и Россией не захотят ли ваши противники нанести удар по нашей стране через шахматы, убрав с поста главы ФИДЕ российского гражданина?
– России часто пытаются вставить палки в колеса. Но здравый смысл восторжествует! СССР и Россия всегда были самой шахматной страной в мире. И сейчас всем понятно, что именно Россия является законодателем шахматных мод. Я свою позицию буду отстаивать до последнего и уверен, что за меня встанет подавляющее большинство нашего замечательного шахматного мира.


Переводчик